Как обезопасить себя от ситуации, в которой контрагент отказывается от получения почтовых отправлений, и они возвращаются вам по истечении срока хранения?

Обычно при заключении договора ни заказчик, ни исполнитель/подрядчик не уделяют достаточного внимания условиям договора, относящимся к обмену документами, рассчитывая на добросовестность друг друга.

Однако халатное отношение к урегулированию этого вопроса может вызвать в ходе выполнения договора ряд неудобств и даже проблем, ведь дата получения соответствующего документа играет ключевую роль для возможности, в т.ч. через суд, взыскать плату за поставленный товар, оказанные услуги или выполненные работы, начислить и взыскать штрафные санкции за неисполнение долга, предусмотренного договором, привлечь контрагента к ответственности за нарушение условий договора, взыскать убытки, расторгнуть договор, в т.ч. в одностороннем порядке. Это определено Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, связывающими возникновение у лица соответствующей обязанности с наступлением определенного срока или события. Например, заказчик должен оплатить предоставленные услуги в течение 5 дней со дня получения акта оказанных услуг или подрядчик должен устранить недостатки в работе в течение 3 дней со дня получения замечаний. Но, как показывает практика, в договорных отношениях часто возникают ситуации, когда одна из сторон договора (адресат) уклоняется или отказывается от получения почтовых отправлений, отправленных другой стороной договора (отправитель). В таком случае отправителю через месяц возвращаются его документы в связи с истечением срока их хранения. Отсутствие однозначных доказательств получения адресатом таких документов усложняет, а иногда исключает возможность расчета срока наступления обязательств (устранение недостатков, оплаты предоставленных услуг/выполненных работ, начисление штрафных санкций и т.п.), ведь у отправителя нет конкретной даты получения адресатом соответствующего документа, с которой бы у адресата начался отсчет срока выполнения обязанности. Одним из путей стимулирования контрагента все же получать такие письма, а также обеспечить себя доказательствами, необходимыми для решения спорных вопросов в судебном порядке, есть урегулирование непосредственно в договоре порядка обмена бумажными документами средствами почтовой связи, поскольку в Украине в настоящее время не слишком популярен обмен электронными документами, отвечающими требованиям действующего законодательства. Так, в договоре следует предусмотреть способ отправки сторонами документов, предусмотренных договором, например, заказным письмом с уведомлением о вручении/курьером/листом с описанием вложения или иным способом, подтверждающим получение второй стороной этого документа. Кроме того, в условиях договора следует предусмотреть следующее условие: «В случае возвращения соответствующего письма по причине письменного отказа адресата от его получения или истечения установленного срока хранения такого письма, письмо считается отправленным стороной должным образом и полученным другой стороной, а датой получения соответствующего документа является дата, рассчитанная с учетом максимального нормативного срока пересылки почтовых отправлений, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 28.11.2013 № 958 (с изменениями)». При таких условиях у контрагента будет меньше причин не получать от Вас корреспонденцию, ведь согласно условиям заключенного между вами договора у Вас в любом случае будут являться доказательства получения таких документов адресатом, необходимым для решения спорного вопроса в судебном порядке.

Контактная информация
Телефон

+38 (068) 038 79 68

Требуется консультация?

Пожалуйста, заполните форму и наши специалисты ответят на все Ваши вопросы